Федеральная целевая программа | Виктор Маматов: главное во внедрении комплекса ГТО – избежать «приписок»
 
 

Новости

Виктор Маматов: главное во внедрении комплекса ГТО – избежать «приписок»

20:30, 24.06.2014
Виктор Маматов: главное во внедрении комплекса ГТО – избежать «приписок»

Двукратный олимпийский чемпион по биатлону Виктор Маматов в интервью для пресс-центра Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» поделился воспоминаниями о том, как проходила сдача комплекса ГТО в советские времена, и предостерег от повторения тех ошибок.

- Виктор Федорович, как вы относитесь к возрождению ГТО?
- Великолепно! В свое время этот комплекс заставлял ребят не сидеть на месте, двигаться, а ведь движение – это развитие. Посмотрите на современную молодежь. Сначала ты пусть и умненький, но толстый неповоротливый парень, который спорту предпочитает сидение за компьютером. А в 30 лет при таком образе жизни – ты уже развалина! ГТО, если только не извращать его смысл, помогал школьникам получить какие-то базовые навыки, и заодно заинтересоваться спортом, выбрать себе вид для души, чтобы заниматься им всю жизнь, пусть и на любительском уровне.

- Как можно извратить смысл ГТО?
- Вот от этого я хочу предостеречь. В советское время все постепенно пришло к тому, что регионы и предприятия стали соревноваться между собой – кто же лучше сдаст ГТО? Появились отличники ГТО, обычно команда из 10-15 человек, по результатам которых сдавались отчеты. В то же время, всем остальным нормативы часто приписывали, искусственно поднимали, чтобы не проиграть в этом соревновании. Такой подход извращает самую идею комплекса, ведь ГТО это не спорт высших достижений, это некий минимум, который должен уметь любой здоровый человек.

- Как можно предотвратить повторение этой ошибки?
- Выход только один: жестко контролировать и наказывать за любые случаи «приписки» нормативов. Не устраивать никаких соревнований, а просто заносить все показатели в компьютер. Если обнаружится, что какой-то регион отстает, направить туда специальную комиссию, разобраться в причинах. Но ни в коем случае не действовать по принципу «поднять результаты, чего бы это ни стоило».

- Вам самим приходилось сдавать ГТО?
- Конечно. Я был физически развитым мальчиком, даже немного хулиганом, и все нормативы сдавал без проблем. Уже много лет спустя, когда я работал директором физкультурного техникума, у меня с комплексом ГТО была связана целая история…

- Расскажите!
- Ребят из нашего выпускного курса отправили в школы на практику, а я должен был регулярно объезжать учебные заведения и контролировать, как идет процесс. Вот приезжаю я в одну из школ. Идет урок физкультуры, все занимаются, и только один парень сидит на лавке. Спрашиваю, в чем дело, мне отвечают: а это лидер, вождь, он считает, что и так сильный. Тогда я попросил учителя: сделай так, чтобы к концу года этот лидер оказался самым слабым; остальные ребята же работают, растут, а этот сидит на одном месте на лавке.

Спустя какое-то время я снова приехал в эту школу. "Вождь" по-прежнему не занимался. Я его отвел в сторонку и говорю: «Послушай, спорим, что ты сейчас не сделаешь и 30 процентов того, что уже умеют ребята. Ты когда все уйдут, попробуй, пока тебя никто не видит, это все повторить – не сможешь ведь! И твоему авторитету конец, когда выяснится, что ты теперь не самый сильный. Если хочешь, я могу пару раз с тобой позаниматься, потом будешь сам». Он ничего не ответил.

Когда я приехал еще через несколько дней, увидел, что сидит на лавке хмурый, понурый. Явно попробовал и понял, что я оказался прав. Тогда я сказал ему одну вещь: «Я договорился с директором, она будет оставлять тебе ключи от спортзала. Если дорожишь своей репутацией, не хочешь, чтобы над тобой смеялись, занимайся».

И представляете, когда дошло дело до сдачи нормативов, как все удивились, когда вышел "Вождь" и установил рекорд по подтягиваниям, а потом и все остальные упражнения выполнил на «отлично»! Никто кроме меня ведь не знал, что он самостоятельно занимался, чтобы не ударить лицом в грязь.

  Теги ГТО массовый спорт Виктор Маматов